Рассказываем, как экологичный подход может окупаться и быть выгодным для всех.
Экологичность простыми словами — это забота о природе. Но эти простые слова требуют серьезных действий. В 2015 году страны ООН приняли резолюцию (Источник 1) о том, что наш мир нуждается в глобальных изменениях, и поставили для этого 17 целей устойчивого развития в разных областях, от образования до экологии. На одну из них ООН рекомендует обратить особое внимание.
Сегодня не существует компаний, которых бы не касались проблемы окружающей среды. Так экологичность стала постоянной частью бизнес-повестки, особенно в крупных компаниях, которые создают мировые тренды и определяют отношение аудитории к важным вопросам. Они заявляют о необходимости экологичного подхода, увеличивают производительность и эффективность бизнеса с фокусом на заботу об окружающей среде. Это отвечает принципам управления ESG:
E — environment, ответственное отношение к окружающей среде,
S — social, высокая социальная ответственность,
G — governance, высокое качество корпоративного управления.
Это те же принципы устойчивого развития, только для бизнеса. ESG тоже придумали в ООН для привлечения внимания корпораций к мировым проблемам.
Особенно важно вкладываться в экопроекты в сфере крупной промышленности, фармакологии и бытовой химии — лидеров по загрязнению окружающей среды. Природе вредит не только производство бытовой химии и лекарств, но и результаты использования этих продуктов в быту. Такие отходы сложно отследить и утилизировать без вреда. Например, когда гормоны, антибиотики и другие сильнодействующие препараты выводятся из нашего организма и попадают в сточные воды, при слабой работе водоочистных сооружений, они могут влиять на плодородность почвы и нарушать баланс экосистем. В результате появляются так называемые устойчивые бактерии — они слабо или совсем не реагируют на антибиотки, и множество заболеваний, от пневмонии до заражения крови, хуже поддаются лечению.
Микропластик, который встречается в средствах для стирки, зубной пасте или шампуне, распространяется по планете и обнаруживается даже в ледниковой воде и в организмах глубоководных рыб. Частицы микропластика могут повреждать внутренние органы и выделяют токсичные вещества — это вредит здоровью всех живых существ планеты.
Переводить бизнес на экологичное производство — сложные и дорогие инвестиции, но в долгосрочной перспективе такое производство становится дешевле (Источник 2) обычного. Кроме того, любой честный и посильный вклад в экологию окупается. Покупатели готовы платить больше ответственным брендам и все чаще отказываются от привычных продуктов в пользу более экологичных. Особенно популярны эко-товары среди продуктов питания (Источник 3), бытовой химии, косметики и детских товаров — чем ближе к телу, тем важнее потребителю получить безопасный продукт, и тем выше ответственность производителей.
Благодаря спросу вклад компаний в экоповестку окупается и на уровне инвестиций. Отстройка от конкурентов и гринвошинга, участие в рейтингах и дополнительная узнаваемость — все это позволяет привлекать партнеров и продолжать рост бизнеса. Кроме социальной ответственности здесь важно вот что: вкладываться в неэкологичные производства становится менее выгодно с каждым годом. В 2021 году стартапы, которые стремятся сократить вредные выбросы в атмосферу, привлекли $32 млрд венчурных инвестиций. А доля инвесторов, которые вкладывают деньги в «зеленую» экономику уже превысила 60% от общего числа.
Большинство стран также нацелены на улучшение экологической ситуации, поэтому стараются ее регулировать. Самое простое — ввести запреты и штрафы на токсичные производства и ограничить импорт товаров, опасных для окружающей среды. Например, в Руанде, Франции и Индии запрещено использование одноразового пластика.
В странах, где экологическую ситуацию давно и тщательно контролируют, есть и мотивационные инструменты. Государство дает льготы предприятиям, которые устанавливают качественные системы очистки выбросов или утилизации промышленных отходов, предоставляет выгодные кредитные условия, налоговые льготы или упрощенный доступ к госзакупкам.
Так возникает целая экосистема, где все участники нацелены на заботу о планете: покупатели, производители, инвесторы, правительства. У этой системы еще много проблем и она далека от идеала, но процесс уже запущен. Тренд на устойчивое развитие и осознанное потребление будет только нарастать, и компании, которые не обращают на это внимание сейчас, не смогут полноценно влиять на бизнес-процессы в дальнейшем.
Вот ключевые задачи компаний, которые хотят стать экологичными:
Использовать меньше ресурсов: экономить воду и электричество на производстве, уменьшить количество упаковки, отказаться от листовок для промоакций.
Сократить потребление внутри компании: это может касаться мелочей — например, многие компании убирают одноразовые стаканчики для кулера, так и серьезных логистических решений — деловые авиаперелеты требуют колоссального количества ресурсов.
Делать продукты экологичнее: вносить изменения в уже существующие продукты и разрабатывать новые так, чтобы все решения были безопасны для человека и окружающей среды.
Сократить количество отходов: переработка материалов внутри компании, использование вторсырья.
Придумывать экологические проекты: в том числе обмениваться опытом с другими компаниями, создавать совместные инициативы.
Делать вклад в развитие полезных привычек у сотрудников и покупателей бренда: сажать деревья, организовать пункт приема батареек в офисе или поощрять у покупателей вторичное использование упаковки скидками и акциями.
С заботой о вас,
SYNERGETIC
Источники:
Генеральная Ассамблея // Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 25 сентября 2015 года
Harvard Business Review // Making Sustainability Profitable
НП «Экологический союз» и Экобюро GREENS при поддержке Совета министров Северных стран. // КАК ПОКУПАТЕЛИ ВЫБИРАЮТ ЭКОТОВАРЫ?